Экспертиза договоров франчайзинга – это необходимая составляющая франчайзингового бизнеса, которая состоит из анализа документа или отдельной части на соответствие законам и нормативно-правовым актам.
Несколько десятилетий в России существует такой вид бизнеса, как франчайзинг, а отдельного закона и даже понятий «франчайзинг и франшиза» в российском законодательстве пока не закреплено.
Есть только понятие договора коммерческой концессии, единственного, близкого по содержанию к зарубежному аналогу «франчайзингового договора». Только в этой форме договора предусмотрена передача от правообладателя пользователю комплекса прав на товарный знак, знак обслуживания, коммерческого обозначения, а также секрета производства и ноу-хау. В случае, если правообладатель намерен передать право на использование какого-то одного объекта интеллектуальной собственности (товарного знака или ноу-хау), используют лицензионный договор, но это уже не совсем франчайзинг, если вкладывать в это понятие совокупность бренда, технологий, известности правообладателя на рынке и т.п.
Во франчайзинге, в зависимости от специфики бизнеса, в комплект к договору коммерческой концессии может входить:
- Договор поставки;
- Договор оказания услуг;
- Агентский договор.
Чаще используют один комплексный договор коммерческой концессии. Хотя суть этого договора раскрыта в статье 1027 ГК РФ ч.2, единой формы не существует. Во-первых, потому что в разных компаниях совершенно разные бизнес-процессы, во-вторых, даже в рамках одного бизнеса они могут меняться со временем.
Основные задачи экспертизы:
- выявление спорных моментов, которые нарушают положения действующего законодательства РФ;
- анализ условий договора и выяснение, соответствуют ли они интересам Заказчика;
- выявление недостающей информации и разработка предложений по детализации условий;
- проверка на наличие ошибок и противоречий, которые могут повлечь за собой правовые и прочие риски.
Наши специалисты, опираясь на многолетний практический опыт во франчайзинге, сделают всё, чтобы формулировки договора стали прозрачными, понятными и однозначными.
Кому и зачем необходима экспертиза договора франчайзинга? – в первую очередь франчайзи.
Экспертиза необходима, если у вас есть сомнения и возникли вопросы:
- Прежде всего вы хотите понять, существует ли реально предложенная вам франшиза, не фейк ли это или очередной «инфобизнес», что конкретно продается?
- Зарегистрирован ли товарный знак и кому принадлежат права на его использование, и вам нужна помощь в проверке этих данных в Роспатенте.
- Нет уверенности, что текст не противоречит действующему законодательству.
- В составленном партнером документе непонятны формулировки и условия.
- Продавец франшизы настойчиво торопит вас с покупкой, иногда даже предлагая различные скидки и акции, которые скоро закончатся, а это дополнительный повод для экспертизы.
- Продавец утверждает, что предложенный вам договор типовой и в нём нельзя ничего менять – ещё одна веская причина для экспертизы. Дело в том, что договор – это всегда согласие двух сторон.
Совет: Чем раньше вы закажете экспертизу, тем быстрее вы развеете свои сомнения, стоит ли вам покупать франшизу и получите ответы, какие риски существуют при этом.
На что обратить внимание в договоре коммерческой концессии?
Памятка для франчайзи
Субъектами договора должны быть:
Правообладатель (франчайзер) – владелец товарного знака;
Пользователь (франчайзи) – получатель права на товарный знак (только юридические лица или ИП).
Предмет договора:
По договору передаются права на использование комплекса интеллектуальных прав, которые принадлежат франчайзеру: товарный знак, патент, ноу-хау, ПО, коммерческое обозначение и т.п.
Ограничение по времени:
Договор можно заключить на любой срок, главное, срок окончания не должен быть дольше, чем срок регистрации права на товарный знак или патент.
Ограничение на территорию:
Означает передачу всех прав на конкретную территорию. Размер территории может быть неограничен – от федерального округа до конкретного адреса. Требуйте правообладателя прописать в договоре эксклюзивные права на ведение бизнеса на определенной территории.
Ограничение конкуренции:
В договоре коммерческой концессии можно прописать ограничения конкуренции между правообладателем и пользователем на территории предприятия пользователя.
Обязанности сторон:
Правила, которые нужно соблюдать во время действия договора и ответственность за несоблюдение этих правил, должны быть понятны. Не менее важно понимать, какие обязанности и ограничения существуют для франчайзера.
Снабжение:
Чтобы не было разногласий – нужен регламент работы с поставщиками.
Подготовка франчайзинговой точки к открытию:
Обязанности франчайзера и франчайзи должны быть строго регламентированы: кто готовит дизайн проект, поставляет всё необходимое оборудование и расходные материалы, сколько времени отводится на ремонт и т.п.
Обучение:
Как правило, добросовестный франчайзер обязательно прописывает в договоре помощь в обучении и повышении квалификации самого франчайзи и его персонала.
Маркетинг:
Проверьте, как в договоре отражён механизм распределения взносов на маркетинг. Сколько запланировано потратить на федеральном и на региональном уровне или какая реклама планируется на территории функционирования вашей точки.
Стандарты ведения бизнеса:
Чтобы не подпадать под санкции со стороны франчайзера, стандарты должны быть максимально подробно описаны и бизнес-процессы достаточно детально регламентированы.
Уступка:
Хорошо, если в договоре будут прописаны все возможные уступки другому лицу. Однако, франчайзер может указать своё право отказаться работать с тем, кто купит у франчайзи его бизнес.
Регистрация в Роспатенте:
Переход к франчайзи права использования товарного знака или патента должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если регистрации нет – вы не имеете права использовать товарный знак/патент.
Расторжение договора:
Все случаи расторжения договора коммерческой концессии в одностороннем порядке предусмотрены в главе 54 ГК РФ. Однако такое право есть только у франчайзера.
Важно, чтобы в договоре как можно подробнее были прописаны все условия, когда франчайзи в одностороннем внесудебном порядке может разорвать отношения с правообладателем, и нет ли в тексте непомерных штрафов или отступных.
Если непонятны или вызывают сомнения какие-то пункты договора, а франчайзер их не объясняет, есть смысл обратиться к нашим специалистам по франчайзингу. Проанализировав договор, он поможет не только правильно оценить риски, но и разработает альтернативные договорные условия и стратегию воплощения их в жизнь.
Стандарты правовой экспертизы договоров франчайзинга
Правовая экспертиза требует комплекса знаний специалистов. При всей специфике франчайзингового бизнеса анализ договоров проводится на основе сложившихся стандартов и сводится к анализу отдельных элементов договора:
- Стороны договора:
- анализируются участники по договору (юридическое лицо, ИП), проверяется:
- актуальность юридических и финансовых реквизитов;
- виды деятельности сторон (лицензии, разрешения и т.п.);
- наличие прав уполномоченных на совершение сделки лиц.
- анализируются участники по договору (юридическое лицо, ИП), проверяется:
- Предмет договора франчайзинга:
- Предмет договора – передача права на товарный знак и т.п.;
- что конкретно передается и какие услуги при этом оказываются.
- Дата заключения договора:
- срок действия договора;
- дата совершения операций, которые предусмотрены договором.
- Порядок расчетов:
- как предусмотрена оплата паушального взноса, роялти;
- какой порядок повышения роялти;
- какие предусмотрены дополнительные платежи типа маркетингового взноса;
- включен ли НДС в ваши обязательные платежи;
- предусмотрено ли освобождение от уплаты взносов, на каких условиях и т.п.
- Меры ответственности каждой из сторон по договору.
- Обязанности каждой из сторон.
- Алгоритм взаимодействия сторон по открытию точки и контролю за ведением бизнеса.
Методика правовой оценки документов
Правовая экспертиза договоров проводится по устоявшейся методике и состоит из нескольких этапов:
- На первом этапе при тесном взаимодействии со специалистами заказчик формулирует список вопросов, на которые хочет получить ответ в экспертном заключении.
- Специалисты анализируют предоставленные заказчиком документы. Известно, что в ряде случаев, договоры из-за допущенных ошибок могут быть признаны недействительными.
- Документы исследуются на соответствие действующим законодательным актам. Договор и сопутствующие ему документы проверяются на наличие информации, прямо противоречащей законодательству. Если обнаруживаются положения, несоответствующие нормативным актам, выполнение обязательств по такому договору считается невозможным, а договор – недействительным.
Виды экспертиз, проводимые нашими специалистами
- Устная экспертиза представляет собой консультацию по телефону или при личной встрече без подготовки письменного заключения. По желанию заказчика наши специалисты готовы поделиться своим экспертным мнением и дать ряд рекомендаций.
- Экспертиза по отдельным условиям договора, интересующих заказчика, с предоставлением письменного заключения.
- Экспертиза всего договора с предоставлением письменного заключения. Такое заключение содержит описание проделанных экспертом исследований и письменные выводы в виде ответов на поставленные вопросы заказчика, а также рекомендации по внесению изменений/дополнений в договор.
Что нужно предоставить для проведения экспертизы?
Экспертиза договора проводится, как правило, по бумажным носителям, поэтому для её осуществления необходимо предоставить бумаги в любой, удобной для вас форме:
- всё, что вам предложил франчайзер для заключения сделки;
- Свидетельство о регистрации товарного знака и другие сопутствующие документы или их копии;
- хорошо, если вы поделитесь с нами деталями переписки с франчайзером, относящиеся к оформлению документов франшизы;
- если вы оформляли протоколы разногласий, нам важно будет их проанализировать.
Что у меня будет после обращения в РУССИКОН ГРУПП?
Если во время переговоров у вас не получается полностью исключить невыгодные условия из договора, добиться изменений помогут наши опытные специалисты.
В результате проведения правовой экспертизы договора франчайзинга вы получите:
- проверку регистрации товарного знака/патента, принадлежащего франчайзору;
- оценку договора (отдельных условий договора) на соответствие требованиям действующего законодательства, а также на соответствие вашим ожиданиям и предварительным договоренностям с франчайзером;
- четкое понимание своих рисков, если вы будете подписывать договор в первоначальной редакции, предложенной франчайзером;
- четкое представление об обязанностях, которые вы и франчайзер принимаете на себя, подписав договор; мерах своей ответственности и ответственности франчайзера; возможностях расторжения договора и выхода из бизнеса;
- предложения по внесению изменений и дополнений в текст договора;
- протокол разногласий, который можно предложить на рассмотрение франчайзеру.
Вы можете привлечь нашего юриста и после проведения правовой экспертизы документов для дальнейшего комплексного правового обеспечения бизнеса и представления интересов в различных инстанциях.
Если у Вас остались вопросы, то Вы можете уточнить информацию об этой услуге по телефону +7 499 971-11-07